вторник, 18 сентября 2007 г.

>

О благодарности

Во многих книгах, или так скажем, учениях, большое внимание уделяется благодарности. Ошо, Зальцман, Норбеков, Зеланд – все они пишут о том, как важно чувствовать в себе благодарность. Это чувство присутствует во многих упражнениях и медитативных техниках. Более того, по мнению, Зальцмана и, по-моему, Ошо, из благодарности вытекает любовь.

Надо сказать, что последнее утверждение согласуется с моими размышлениями о природе любви.

Впервые, я об этом задумался, читая «Хроники Эхо» Макса Фрая. Главный герой этой книги регулярно отправлялся в дом своего друга Мелифаро, дабы поспать в удивительной комнате, построенной еще его дедом. И как-то очередной раз, с удовольствием проснувшись после чрезвычайно приятного сна, в прекрасном расположении духа, Макс, потягиваясь, думал о Фило Мелифаро, построившим эту комнату. О том что любит этого человека, которого никогда не знал и был преисполнен желания встретить его и отблагодарить – настолько сильный эффект оказывала его комната.

Фило Мелифаро сделал (косвенно, через свое творение) очень хорошее для Макса, который в свою очередь проникся к этому человеку благодарностью, которая на глазах превратилась в любовь. (Конечно, я говорю о любви вообще, а не о взаимоотношениях полов).

Пытаясь разобраться в том, что же такое благодарность (и вытекающая из нее любовь) на примерах из своей жизни, я исследовал как такие примитивные примеры употребления слов любовь и благодарность, как «Я люблю мороженое, ресторан, книгу, автора книги», так и чувства, возникающие в процессе общения с людьми.

И пришел к выводу, что формула Фило Мелифаро работает во всех этих случаях. Основа благодарности - это положительные эмоции, которые переполняют меня. Далее я направляю эти эмоции на объект их вызвавший. Если это очень сильные эмоции или переживания, то они перерастают в то, что я называю любовь.

Дальнейшие размышления привели меня к пониманию того, что для того чтобы вызвать у меня благодарность мало сделать что-то хорошее, а нужно именно вызвать очень хорошие эмоции. Только в этом случае придет благодарность. А вот, например, если кто-то дает мне то, что мне нужно и может даже необходимо (например, деньги или другая услуга), от чего я не могу отказаться, то это скорее вызовет чувство, обратное благодарности.

Этот факт нужно всегда помнить при общении с людьми. И не ждать от людей благодарности, когда делаешь им что-то хорошее. Важно не то, что я делаю, а какие чувства при этом испытывает получатель. Может быть, он сам не рад, что пришлось обратиться за помощью – и тогда не жди благодарности, скорее он будет на меня злиться и не любить. А самому, желательно, не попадать в такие ситуации.

Переходя от частных случаев благодарности к благодарности вообще – за данную мне жизнь, которая и используется в упражнениях и медитации. Согласно моей же формуле, сначала мне нужно вызвать в себе положительные эмоции, удовольствие, радость от переживаемых мгновений и на основе этих эмоций почувствовать благодарность за то, что я живу, за этот мир, конкретно за эти мгновения. И чем сильнее я смогу прочувствовать всю прелесть этой жизни (или хотя бы вот этого момента) тем сильнее будет моя благодарность. А потом и любовь. И может быть я научусь любить по настоящему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий